Дагестанские ковры ручной работы

Дагестанские ковры обязаны своим появлением Великому шёлковому пути. Путешествуя по нему, купцы завозили из земли в землю не только товары, но и предметы, в которых были скрыты секреты мастерства. Одой из групп таких товаров были ковры, которые вручную с помощью несложных приспособлений мастера и мастерицы ткут, выполняя причудливые узоры.

Рисунок ковров повторяет традиционные элементы, формирующие этническую идентичность изделий. По ним различают, где, в каких краях выделан ковер, они являются особенным языком, по которым специалисты могут прочесть многие особенности, связанные с культурным своеобразием народа. Дагестанский ковер ‑ это отражение культурного и эстетического кода.
В то же время мастера привносят свои творческие компоненты в каждое изделие. Имя мастера может вплетаться в бахрому ковра, это касается отдельных особенно ценных экземпляров. В наше время идентификация заводских изделий происходит с помощью клейма.

Технология производства ковров ручной работы

 Ручная работа длится долго. Один ковер ручной работы может ткаться месяцами. Сырьем являются натуральные нити, прежде всего, шерстяные, ни о каких искусственных волокнах речь идти не может.

Сначала шерсть обрабатывают тщательно горячей водой, затем ее скручивают руками, постепенно уменьшая толщину. Часть нитей окрашивают, часть оставляют неокрашенной.
В последние годы красители применяются в основном искусственные, так как получение красок из естественных материалов – очень трудоемкий, сложный процесс, требующий поиска нужного сырья. Естественные краски используются крайне редко, в дорогих, эксклюзивных вариантах изделий. В этом случае используют травы, коренья, кору деревьев. Очень сложно выдерживать равномерность окраски.

Порой делают ковры очень большого размера, в Дагестане это принято, так как пространства в домах большие.
Входе работы основа подвешивается на раму, над ковром могут работать несколько человек. Покрытие создается узелками, которые вяжет каждый мастер из шерстяных нитей, создавая часть узора.

Эстетическое своеобразие дагестанских ковров

На коврах встречаются простые геометрические фигуры, которые компонуются в сложные стилизованные изображения. Часто это растительный орнамент или изображения животных и людей. Гамма цветов отражает оттенки стихий: земли, воды, солнца, огня.  Часто используются красные и синие тона. К ним добавляются бурые, желтые и другие.

Композиция ковров

Как правило, композиция строится из двух зон:

  • Центральная – это поле с крупными элементами разной геометрической формы.
  • Кайма из различных орнаментов, сравнительно небольшая.

Современные изделия, помимо орнаментальных форм, включают пейзажные изображения Кавказских гор, нередко встречаются портреты людей, исторических личностей и современников.

Виды ковров

Основные типы ковров сформировались внутри традиции ковроткачества.

 Это три основных категории:

  • Войлочные.
    Рисунки орнаментальные, геометрической формы.
  • Безворсовые.
    — Самый распространенный вариант ковра – сумах, ковер типа циновки. Плотное плетение является пылеотталкивающим, ковер согревает помещение, не давая проникать холоду.
    — Другой вариант носит название «килим», плетение производится полосами разных цветов. Помимо шерсти может быть использован хлопок, конопляная нить.
  • С ворсом.
    Ворсовые ковры имеют центральную зону со сложным узором, и бордюр, выполненный в виде орнамента. Используются стилизованные изображения животных, растений, людей.

Дагестанский ковер, созданный в одном из регионов республики, отличается от сотканных в других местах. Специалисты по виду ковра могут сказать, где они выделаны.

В целом дагестанские ковры ручной работы – это настоящее произведение искусства, которое может украсить любой дом.