Освещение комнат – это такой же полноправный элемент дизайна интерьера, как планировка или декорирование. Но, к сожалению, он часто игнорируется из-за недостатка времени или отсутствия знаний. А ведь со вкусом подобранные и грамотно расположенные светильники влияют на атмосферу комнаты не меньше, чем материалы или цвета.
Ваша цель: объединить эстетику и функциональность. Вне зависимости от того, готов ваш интерьер или ещё находится в процессе создания, никогда не поздно найти основные ошибки и попробовать их устранить.
Ошибка 1. Один тип освещения во всех комнатах
Самая частая ошибка – использовать во всех комнатах только потолочное освещение. Одна люстра на комнату или несколько встроенных светильников – иногда этого бывает достаточно, но нельзя забывать, что это лишь один тип освещения – общее. Всего есть 4 типа освещения и очень желательно использовать в доме их все:
1) общее – равномерное освещение всего или большей части помещения;
2) функциональное – освещение одной зоны, например, письменного стола или столешницы на кухне);
3) акцентное – выделение отдельных предметов, например, картины или скульптуры;
4) декоративное – исключительно для красоты, например, свечи.
Конечно, лучше всего продумать все уровни освещения еще на стадии проекта. Но даже если интерьер уже готов, можно добавить недостающие уровни освещения: поставить торшер рядом с диваном, красивые настольные лампы на тумбы или консоли, повесить бра с декоративным шнуром, который не будет портить вид.
Ошибка 2. Неправильный выбор места
Лампа с большим абажуром над обеденным столом – прекрасный выбор, потому что она равномерно освещает блюда на столе и лица гостей, а также создает сильную фокусную точку в интерьере. Но та же самая лампа в центре гостиной может быть совершенно не к месту – если она будет загораживать обзор и освещать лишь небольшой участок пола!
Другой пример – освещение зеркал. Часто светильники устанавливают так, что луч падает прямо на зеркальную поверхность. Это неправильно! Подсвечивать нужно не само зеркало, а то, что будет в нем отражаться, то есть вас. Для этого лучше всего использовать рассеянный свет сверху и с боков – он равномерно осветит лицо со всех сторон и не добавит контрастных теней.
Сюда же относятся такие ошибки, как отсутствие общей оси потолочных светильников или несимметричная установка светильников, например, относительно кровати. Чтобы избежать таких проблем, не делайте в квартире выводы для светильников до того, как определитесь с планировкой и точными размерами мебели.
Ошибка 3. Неправильная яркость
Слишком тусклый свет или слишком яркий – в любом случае, это некомфортно. Идеальный вариант – заранее рассчитать необходимое количество ламп, благо, в интернете доступны формулы и таблицы. Но это не обязательно. Выбирая светильники, руководствуйтесь здравым смыслом. В небольшой прихожей не нужна люстра на 6 рожков, а вот в гостиной пяти-шести рожков, возможно, будет мало. Если сомневаетесь, проконсультируйтесь со специалистом.
Но что делать, если в разное время дня и в разных ситуациях нам нужна разная освещенность комнаты? Например, для уборки комнаты желательна максимальная яркость, а для вечернего ужина она совсем ни к чему. Самый простой вариант – диммер. Он подходит для всех источников света и очень удобен для регулировки яркости в зависимости от ситуации или настроения.
Также обратите внимание, что довольно часто красивые дизайнерские светильники не дают много света, зато, благодаря игре света и тени или цветным вставкам, создают особую атмосферу в комнате. Применяйте их как декоративные, а не как основные.
Ошибка 4. Игнорирование цвета стен
Светодизайнеры знают, что ощущение светлоты пространства создается благодаря освещению вертикальных поверхностей, то есть стен, а не горизонтальных – столов или пола. Уделите особое внимание этому замечанию, если стены у вас темные. Они поглощают свет больше, а отражают меньше, чем светлые. Следовательно, освещенность комнаты в темной цветовой гамме должна быть выше, чем нормативная.
Кроме того, функциональное освещение рабочих зон (см. п.1) тут особенно важно!
Ошибка 5. Неправильный выбор лампочек
Люминесцентная, галогенная, светодиодная или привычная лампа накаливания? Запутаться – проще простого.
Свет от ламп накаливания наиболее приятен человеческому глазу. Для создания уюта они подойдут лучше всего. Галогенные лампы дают также дают мягкий и теплый свет, но при этом делают цвета более свежими, чем лампы накаливания. Кроме того, они служат дольше, но, к сожалению, они недешевы. Для освещения гардероба и лица при нанесении макияжа лучше всего подойдет нейтральный белый свет, близкий к естественному. Такой свет холоднее, чем у ламп накаливания, его дают лампы с цветовой температурой 4500-5500 К, изучайте упаковку перед покупкой. А вот энергосберегающие лампочки излучают холодный свет, который мало применим в жилом интерьере, разве что локально – например, для чтения.
Ошибка 6. Неправильные пропорции
Наверное, излишне говорить, что в помещениях с низкими потолками не стоит вешать огромную люстру, которая съест половину высоты комнаты. Но также не нужно и мельчить: крошечный одинокий абажур выглядит нелепо над крупным диваном или обеденным столом.
Перед покупкой светильника возьмите рулетку и прикиньте, какой размер был бы оптимальным. Покупать просто на глаз – рискованно, т.к. в большом салоне или магазине светильники могут казаться мельче, чем они есть на самом деле.
Ошибка 7. Стилевые промахи
Массивная хрустальная люстра в окружении мебели из Икеи или индустриальные светильники в классическом интерьере – такие ляпы вряд ли кто-нибудь допустит. Гораздо чаще встречаются безликие хромированные светильники в интерьерах, которые задумывались как романтичные, кантри или классические. Или, например, люстры с затейливыми завитушками в скандинавском или современном интерьере. Сюда же можно отнести сложносочиненные потолки с подсветкой. Это уже давно не модно, а красиво не было вообще никогда.
В целом, мы не против эклектики, но она должна быть продуманной и уместной. А если совершенно не представляете, какой светильник вам подойдет, вешайте универсальный вариант – белый шар. Или обратитесь за консультацией к дизайнеру.